Романский стиль Романский стиль в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. К тому времени в Европе установилась феодальная власть, торговля как таковая угасла, уступив место примитивному обмену товаров. 
Большинство технических и технологических достижений античного мира были забыты. Феодалы, знатные господа и рыцари жили в крепостях, духовная жизнь, наука и искусство развивались под контролем церкви. Ремесленники занимались либо производством товаров для церкви, либо производством только самых необходимых в обиходе вещей.Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе. 
Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве. Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Одна и та же мебель, по одной и той же технологии производилась столетиями. Только с началом Крестовых походов начался прогресс, обусловленный тем, что рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока. Богатые дома восточных правителей и просто богатых людей стали предметом подражания для домов знатных господ Европы. Роскошь уже не принадлежала только церкви. Также послужило сдвигом в развитии появление класса городской буржуазии, которые тоже стремились к роскоши и комфорту в их жилище. А как известно спрос рождает предложение. Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль. Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Характеристика стиля Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора: •В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства •Увеличение хора или восточной алтарной части храма •Увеличение высоты храма •Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры). •Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны •Основной мотив интерьера — полуциркульные арки •Тяжесть романского собора «угнетает» пространство •Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
Известные постройки в романском стиле •Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии •Либмургский собор в Германии •Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии •Аббатство Мария Лаах в Германии •Церковь св. Якоба в Регенсбурге •Романские церкви в Валь-де-Бой •Приорат Серрабоны во Франции •Церковь Богородицы в Калуннборге (Дания)
Скульптура
Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета в 1100 г., подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. 
|