Каталог статей

Главная » Статьи » Эргономика интерьера » 2. Эргономика основных видов среды

2.3.1 Основные типы офисных помещений
Основные типы офисных помещений

Для офиса эстетические соображения, являющиеся неотъемле¬мой частью любого дизайн-проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными самодостаточными факторами.

Офис — рабочее помещение, предназначенное для определенных процессов, которые необходимо осуществить с максимальной полнотой и в заданные временные сроки.

Промышленное здание создается при участии технолога, т.к. процесс производства подразумевает определенную оптимальную технологическую организацию Лучшие современные офисные здания следуют этому же принципу; работа в офисе рассматривается как специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями. 

Своя специфика присуща офисам юридических фирм, проектных бюро, торговых компаний, банков, арт-салонов, издательств, страховых компаний и пр.

Однако при всей специфике и многообразии функций можно выделить две основные категории офисной работы: 
• концентрация;
• общение.

В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих категорий меняется; нахождение оптимальных условий для конкретного равновесия между концентрацией и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависить конкретный дизайн-проект.

Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения — открытое в большей или меньшей степени пространство. Основные принципиальные решения офисов:
• офис закрытого коридорного типа;
• единое общее пространство;
• комбинированный офис.

Офис кабинетного типа характерен для компаний, разделенных на отделы с небольшим количеством сотрудников, когда важнее изоляция, а не общение.

Офисы кабинетного типа могут быть двух видов:
• кабинеты для одного-двух человек (Западная Европа до 1970 г.) с четкой пространственной организацией и статичностью оборудования — недостатки: невозможность организации коллектив¬ной работы, неэффективное использование пространства;
• комнаты большого размера, рассчитанные на пребывание трех и более сотрудников (Западная Европа, 1970-е — эпоха ранней компьютеризации), недостатки: статичность, малая гибкость оборудования, слабый командный дух.

Офис «открытого пространства» (открытый план) — большие многометровые помещения, рассчитанные на значительное количе¬ство людей, родился и был популярен многие годы в Америке. Пространство ограничено только наружными стенами; рабочие места отделяются невысокими мебельными перегородками. Подобная организация помещения дает возможность быстрой перепланировки при смене профиля деятельности фирмы, создает достаточно высокую гибкость и мобильность. Такие офисы имели распростра¬нение в 1980-е годы в Европе (для растущих компаний, больших корпораций). В последней трети XX века в Америке они дополнились понятием «горячий стол», когда одно рабочее место интенсивно используется в течение дня несколькими чередующимися со¬трудниками, что позволяет в 2—3 раза уменьшить необходимую офисную площадь, количество оборудования и мебели.

Разновидностью открытого пространства является групповой офис, когда общее пространство делится на отдельные зоны невысо-кими перегородками. Имеются общие зоны для обмена информаций, встреч и пр. В этом случае усиливается чувство коллективизма, обеспечивается максимально эффективное использование пространства, гибкость плана, динамичность впечатлений. Отрицательный момент — недостаточная звукоизоляция.

Комби-офис — сочетание преимуществ двух предыдущих планировочных решении. Наиболее ярко все преимущества и особенности сконцентрировались в «скандинавской» модели.

Социальные моменты, понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, т.е. исходя из физиологических критериев, стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов XX века в Западной Европе и, прежде всего, в Скандинавских странах. Доминирование социал-демократических идей, высокий уровень занятости привели к кардинальным изменениям не только в сфере социальной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг, бизнесе.

Идеи социального партнерства изменили сам подход к проекти¬рованию офисов. Доминирующими стали идеи демократической общины, чем-то напоминающей клуб, коммуну, племя и артель одновременно. В частности, расположение рабочего места у окна было возведено чуть ли не в неотъемлемое право каждого сотрудника. Поэтому офисным зданиям стали присущи более узкие и сложные планы застройки, и ее высокое качество, а также множество общественных зон. Индивидуальные и групповые комнаты отделяются прозрачными (драпируемыми или с матовыми стеклами) перегородками от центральных зон, служащих для коллективного пользо¬вания, где проходят «мозговые атаки», осуществляются контакты с сотрудниками других отделов, посетителями и прочие коллективные мероприятия оперативного характера.

Так в комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Стокгольм, Швеция), воздвигнутом в конце 1980-х годов на берегу ис¬кусственного озера, вокруг обширного центрального пространства (улица с «карманами») формируются коммунальные пространства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие), а также локальные «коммунальные» зоны собственно офисной части. Такая зона на 30—40 человек включает в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр оргтехники и телекоммуникационного оборудования, кухню-столовую.

Главные функциональные модули — персональные кабины пло¬щадью около 12 м2 группируются вокруг «коммунальных зон». Перегородки и двери кабинетов, входящие в эти зоны, сделаны из стекла, что устраняет эффект физическои изоляции, обеспечивает «перетекание» пространства компактных кабинетов в более просторные объемы. Поэтому каждый сотрудник может себя хорошо чувствовать психофизиологически.

Мебель и оборудование, детали кабинетов решены в местном шведском духе, хотя в целом доминирует интернациональный стиль. Мебель из древесины «грубоватая», функциональная, про-стых форм создает деловую атмосферу. В то же время каждый со¬трудник может дополнить интерьер кабинета по своему вкусу деко-ративно-художественными изделиями, предметами крестьянского и домашнего быта, личными вещами.

Коммунальные зоны для неформального общения сотрудников между собой и с посетителями расположены на открытых террассах, выходящих на озеро; мебель здесь как на курортах — плетеная, дополненная вьющимися растениями и декоративными элементами.
Все вместе взятое обеспечивает оптимальный психологический климат в коллективе, способствует психофизиологическому комфорту каждого сотрудника.
Категория: 2. Эргономика основных видов среды | Добавил: Helloween (01.12.2011)
Просмотров: 8000 | Рейтинг: 5.0/1
Категории раздела
1. Основы эргономики [5]
2. Эргономика основных видов среды [11]
Видео
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Аудио